Сайт вчителя інформатики

Субота, 18.05.2024, 13:49

Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Каталог статей | Реєстрація | Вхід
Меню сайту

Категорії розділу
Мої статті [14]

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Наше опитування
Оцініть мій сайт
Усього відповідей: 6

Форма входу


Головна » Статті » Мої статті

Анализ преподавания курса «Ступеньки к информатике» в 2 классе

Курс «Ступеньки к информатике» является подготовительным курсом, который предшествует более широкому и глубокому изучению базового курса информатики в средней школе, представляет собой систематическое изложение основных вопросов науки информатики и информационных технологий в элементарной форме,  и носит мировоззренческий характер.            

Цель курса «Ступеньки к информатике» - формирование и развитие у учеников информационно коммуникационной компетентности и ключевых компетентностей для реализации их творческого потенциала.           

Задание курсу «Ступеньки к информатике» - формирование у учеников младшего школьного возраста:

-    начальных представлений о базовых понятиях информатики (сообщение, информация и данные, информационные процессы, компьютер и другие устройства, которые используются для работы с сообщениями и данными, области их применения в жизни современного человека в информационном обществе);

-    начальных навыков находить, использовать, создавать и распространять сообщение и данные, применяя для этого средства информационно коммуникационных технологий (ИКТ) (создавать графические изображения);

-    алгоритмического, логического и критического мышления;

-    начальных представлений и навыков работы  с разными программными средствами поддержки изучения других предметов начальной школы, а также для решения практических заданий из этих предметов.

Работая год над этим курсом, ученики ознакомились с основными понятиями информатики, овладели навыками работы на компьютере.   Использование компьютера в учебной деятельности содействует развитию умственных способностей, памяти, пространственного воображения, творческого нестандартного мышления в решении заданий, повышает интерес к учебы.

Известно, что школьники быстро теряют интерес к учебе. Даже  малыши, которые только пришли в школу, не всегда имеют достаточную мотивацию. В понимании ребенка,  компьютер – это прежде всего игрушка, и он действительно создает условия игры на уроке, но игры необычной - учебной. Ребенок, не замечая, выполняет сложные задания, закрепляет изученный материал.

( учебник «Ступеньки к информатике» Г. В. Ломаковская, Г. О. Проценко, Ф. М. Ривкинд, И. Я. Ривкинд.)

Сравнивая учебники прошлых лет с информатики, то учебник 2-ого класса отличается ярким дизайном. Ведь веселее на душе, когда вместе с тобой страницами учебника шагают инопланетянин Елзик из планеты Золотавикив, кияночка Ганнуся, гном Мудрунчик. Работать с таким учебником легко и интересно.

В ежедневной работе помогала и рабочая тетрадь. В нем удачно подобраны развивающие и учебные задания, ребусы, кроссворды, логические задачи, но учитывая то время, которое отведено на работу в тетради они: сложные, с  ошибками, не учтены вековые особенности учеников.

При изучении раздела программы «Компьютеры и их приложения» ученики усвоили, какие есть  современными компьютерами их применение в повседневной жизни, правила поведения и безопасности жизнедеятельности в компьютерному классе.

Во время изучения раздела «Основные составляющие компьютера», дети выучили составляющие компьютера (системный блок, устройства ввода (мышка, клавиатура), устройства вывода (монитор, принтер)), как подготовить  компьютер к работе,  завершить  работу  на  компьютере. Ознакомились с  понятием о программе, рабочем столе.  Отработали  навыки  работы с мышкой.  Усвоили, для чего служит клавиатура, назначение основных ее клавиш.

При изучении программного раздела «Понятия о сообщении, информации и информационных процессах»,  ученики осознали  понятие о сообщении, каким образом происходит принятие человеком сообщений, что такое информация. Получили исторические сведения о возникновении компьютера.

Изучая раздел «Алгоритмы и исполнители», ученики усвоили, понятие команды, исполнители, ознакомились с понятием алгоритм, какое значение имеют алгоритмы в нашей жизни . Учились составлять алгоритмы для исполнителей.

Во время изучения раздела «Объекты. Графический редактор», дети ознакомились с понятием «объекты», их свойствами и значениями. Узнали о возможностях графического редактора. Научились создавать объекты в среде графического редактора, создавать  изображение, копировать и вставлять изображения и их фрагментов, добавлять  текст.

Прорабатывая раздел «Компьютерная поддержка учебных предметов», ученики ознакомились с  компьютерными программами в поддержку изучения  школьных предметов.

Структура урока отличалась от традиционных уроков в начальной школе. Первая часть - теоретическая. Проводилась в форме беседы, игры, обсуждения ситуаций. Вторая часть - это ознакомление с новой компьютерной программой, ее демонстрация, работа учеников, за компьютерами. Третья часть урока - это задания с логической нагрузкой для развития памяти, смекалки, эрудиции. Все части урока отображены в учебнике.

Особенностью  использования компьютерных технологий и программ на уроках в начальной школе является то, что за монитором ребенок должен находиться не больше 15 минут. Поэтому на уроке работа за компьютером  совмещалась с другими формами деятельности, которые связаны с  тематикой урока. На каждом уроку выполнялись обязательные релаксационные упражнения (подвижные игры, гимнастика, физкультминутки).

В курсе «Ступеньки к информатике» есть программы «Как вести себя за компьютером», «Где используется компьютер», «Стрельцы по яблокам», «Лесная опушка», «Мыльные пузырьки», «Разобранные рисунки», «Математический космодром», «Кит рыболов», «Слово в лабиринте», «Кубики», «Необычный поезд», «Незнайка, на мостике», «Дорога к школе», «Разверни салфетку», «Куда направиться воину», «Туристический маршрут», «Цыплята», «Телевизор», «Обитатели леса». Все эти программы дают возможность развивать познавательные способности, развивать мышление, пространственное воображение, фантазию, память, внимание детей, помогают ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять смекалку и изобретательность.

«Ступеньки к информатике» требуют психологической осторожности от учителя. Сложные, непосильные задания могут ребенка напугать. Здесь особенно необходимо придерживаться принципа от простого к сложному. Однако, когда ребенку удается осмыслить задание, перебороть первые трудности, ребенок чувствует большую радость и будет готов к более сложной игре или заданию.

У детей, отгадывая  головоломку, логические задания, возникает необходимость подумать, понять, почему задание не решается, какие новые приемы, следует применить, чтобы приблизиться к цели, здесь необходима помощь и поддержка учителя, его объяснения и рекомендации.

Отношение детей к данному курсу является позитивным: отсутствует скованность, закомплексованность, страх ошибки или негативного результата. Дети с радостью и азартом работают над логическими задачами. Важным есть позитивная оценка выполненного задания учеником, даже вербальная, позволяет поверить в свои возможности, преодолевать трудности в учебе, улучшает отношения ученика и учителя.

Урок информатики в начальной школе требует от педагога дополнительной подготовки, четкой организации. Учителю нужно больше усилий и времени, чтобы его подготовить и провести на должном уровни. Но он никогда не проходить бесследно. В памяти любого ребенка, даже самого слабого, что-то остается. Тогда такие уроки будут приносить пользу ребенку и большое моральное удовлетворение учителю.

Категорія: Мої статті | Додав: Elena (01.09.2014)
Переглядів: 1403 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук

Корисні посилання

Календар подій

Погода


Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний хостинг uCoz